Центр компетенции по технологической подготовке производства Объединенной Двигателестроительной Корпорации
Акционерное общество
Сатурн - Инструментальный Завод
тел: 8 (4855) 32-07-78
факс: 8 (4855) 32-07-88
e-mail: idea@satiz.ru

О Рыбинске

Рыбинск

  • Административный центр Рыбинского района Ярославской области

  • Географическая широта: 58°03'

  • Географическая долгота: 38°50'

  • Высота над уровнем моря: 100 м

  • Территория: 101 кв. км

  • Расположен на Волге, у входа в Рыбинское водохранилище

  • 82 км к северо-западу от Ярославля.

  • Речной порт

  • Железнодорожная станция

  • Население: 196,5 тыс. чел. (2013 г.)

Краткая историческая справка

Исторически Рыбинск возник на правом берегу реки Волги при впадении в неё реки Черёмухи. Острый мыс между ними называется Стрелка. Устье реки Шексны - левого притока Волги, как и другие левобережные районы вошли в состав города только в XX веке, в связи с бурным ростом в период индустриализации.

В историческом центре города найдена стоянка каменного века. Древнейшее поселение на месте впадения Шексны в Волгу называлось Усть-Шексна. При раскопках обнаружены следы обширного торгово-ремесленного поселения начала XI века (площадь свыше 30га) с изделиями византийского и скандинавского происхождения, обилием арабских дирхемов. Очевидно, на месте современного города был крупный пункт Волжского торгового пути. Найдена также актовая печать Игоря Ярославича.

От Рыбной Слободы к городу Рыбинску

Рыбная Слобода впервые упоминается в духовной грамоте Ивана III в 1504 году. Жители Рыбной Слободы по дворцовому указу поставляли на царский стол «штук с 500 стерлядей в год и другую рыбу», за что и пользовались огромными льготами.

Привычное течение жизни слободы стало меняться в эпоху Петра I, в начале XVIII века, после переноса российской столицы в Санкт-Петербург, когда Рыбинск оказался в очень выгодном географическом положении - на перекрёстке путей от Санкт-Петербурга к Каспийскому морю и из Сибири (через Каму) к Балтийскому. В это время были введены в строй Вышневолоцкая водная система, а позднее Мариинская и Тихвинская водная системы, соединяющие Волгу с Балтикой. Близ Рыбной Слободы Волга становилась мельче, поэтому огромный поток грузов, следовавших к северной столице, приходилось перегружать на мелкоосадочные, «зарыбинские» суденышки. Это и послужило главной причиной быстрого роста города в XVIII—XIX веках. Таким образом, Рыбная Слобода превращается в важнейший перевалочный пункт на Верхней Волге, что создает благоприятные условия для развития торговли. К этому периоду относится зарождение рыбинского купечества, начинают намечаться купеческие династии.

В 1767 году, путешествуя по Волге и знакомясь с жизнью своих подданных, Рыбную Слободу посетила Екатерина II. «Жители Рыбной слободы устроили для принятия высокой путешественницы временный деревянный дворец и приготовили в дар богато убранное позолоченное кресло с вензелем императрицы». Купеческие жёны устилали ей дорогу своими наилучшими платками. Приведённая в восхищение подобным усердием Екатерина приказала «навеки» поставить кресло в церкви. Купцы исполнили её волю. Кресло находилось в Спасо-Преображенском соборе до 1920 года, а затем было передано в музей, где находится и поныне. История же посещения Рыбной Слободы Екатериной II нашла своё отражение в гербе города, щит которого разделен на две части: в верхней изображен медведь с секирой - символ принадлежности к Ярославской губернии; в нижней - две лестницы, по одной из которых Екатерина сходила на берег, по другой - восходила на галеру. Пристань на гербе являлась символом торгового города, а две стерляди - знаком того, что город изобилует рыбой.

Рыбная Слобода в силу своего географического положения была одной из самых северных точек Волги. А Волга - центральной транспортной магистралью России. Основной движущей силой речного флота того времени были бурлаки. Поскольку город с населением в 7 тысяч человек принимал за весь навигационный период до 150 тысяч человек, он снискал славу «бурлацкой столицы». Так продолжалось до середины XIX века, до появления первых пароходов. Рекламные проспекты пароходных обществ убедительно подтверждают, что буквально все волжские маршруты начинались и заканчивались в Рыбинске.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки,

И был невыносимо дик

И страшно ясен в тишине

Их мерный похоронный крик…

(Н.А. Некрасов)

Путешествуя по Волге, И.С. Аксаков, русский поэт, публицист, оставил воспоминания о Рыбинске: «Здесь одно общество: купеческое, преобладающее, господствующее, самодовольное и состоятельное, с единым направлением торговли - все без исключения торгуют хлебным товаром. Весь город понимает важность своего значения для России, и самый последний гражданин скажет вам: мы житница для России, мы город богатый, который поневоле всякий уважает и т. п.».

Показателями значимости Рыбинска, его благосостояния, стал факт застройки исторического центра города различного рода общественными зданиями. Это конторы крупнейших банков России - Волжско-Камского, Русско-азиатского, Государственного и других; купеческие особняки, построенные по проектам К. Росси; гостиные дворы; здание коммерческого училища, организованное по образу и подобию петербургского и московского училищ. Не случайно в 1846 году Рыбинск был уравнен в торговых рядах с губернскими городами. Вторая половина XIX в. становится началом расцвета благотворительности в Рыбинске. За счет пожертвований строятся богадельни, детские приюты, учебные заведения, храмы. Самый значительный объект благотворительной деятельности – Спасо-Преображенский собор, снискавший себе славу «Красы Поволжья». Рыбинские купцы не пожалели средств для главной святыни города. Общая сумма строительства составила 200 тысяч рублей.

В начале XX века в Рыбинске вершили свои коммерческие дела 15 купцов 1 гильдии, имеющие более 1 миллиона рублей капитала, более 100 купцов 2 гильдии, более 1 тысячи купцов 3 гильдии. Так деловая, торговая деятельность рыбинского купечества дала мощный толчок развитию промышленности – некоторые из промышленных предприятий XIX века стали предшественниками промышленных производств. Так предприимчивость и предпринимательская «жилка» жителей города прошли «красной» линией через всю его историю.

В это время в Рыбинск переселяются жители окрестных городов, которых экономическое развитие обошло стороной: Углича, Бежецка и др. Перевалка грузов в летнее время привлекала в город огромное количество бурлаков, ломовиков и козельщиков (крючников), которые жили прямо на берегу и многократно превосходили число постоянных жителей. Так, в начале XX века зимнее население города составляло 25 тыс. человек, но в период навигации оно учетверялось. Массовое развитие пароходства на Волге привело к тому, что к 1870 году бурлаков на Волге не осталось.

Рыбинск купеческий

Во времена Петра Первого, в связи с введением в строй Вышневолоцкой водной системы, началось интенсивное развитие купечества в Рыбной слободе. Рыбные ловцы, в основном населяющие слободу, стали менять своё занятие на доставку грузов водным путём к новой столице – Санкт–Петербургу. Торговля хлебом становится самым важным торговым промыслом.

С середины XIX века рыбинские купцы стали вкладывать деньги не только в торговлю, но и в промышленность. В Рыбинском крае появляются крупные предприятия. Купцы Журавлёвы построили самую известную в России канатную фабрику и судостроительный завод, изготавливающий лучшие пароходы на Волге. В 1878 году Иван Иванович Дурдин построил пивоваренный завод и его продукция пользовалась большим спросом. Не случайно Дурдина называли «Пивным королём» губернии. До появления завода Дурдина пиво в городе не производилось. В Рыбинске, столице бурлаков и крючников, оно становится особенно популярно.

Рыбинское купечество представляло собой совершенно особенную формацию. В издании Д. Золотарева «Описание города Рыбинка» о нравах купечества говорится: «Рыбинцы, разумея о купцах и мещанах, все генерально вежливы, искательны и гостеприимны, но богатые и не без кичливости, однако ж и те слабость свою стараются прикрывать гибкостью. Беспрерывное почти занятие с иногородними по торговле много действует на образование их в обращении, и многие мастерски умеют разведывать о нуждах своих по коммерции побочным и для жителей других мест малоизвестным образом. Иногда даже употребляют лесть и униженность: впрочем, по кредиту пекутся быть всегда верными, разве молодые и маломощные запутываются, и то изредка при вольном обращении денег в роскоши, но не в распутство. Словом, рыбницы ласковы, но не всегда простодушны, а паче где замешается интерес; гостеприимны, но редко без намерения; доброжелательны, но без потери своих выгод; не скупы, но и не щедры; предприимчивы, но мало предусмотрительны; да к тому и не твердохарактерны. А во всех делах их чаятельность и надежда — вождь; прибыток — мета».

Современные краеведы Н.С. Борисов и Л.М. Марасинова так характеризуют местных купцов: «Рыбинские купцы были народ своеобразный. В их среде царил культ «семейных ценностей». Всем наукам они предпочитали историю. И в особенности историю своей семьи. Они знали своих предков и родственников не хуже титулованной знати…. И вот что удивительно: за два столетия они не разорились, не спились, не выродились…»

В 1863 году строится железная дорога вдоль Шексны, а с 1870 года по железной дороге Рыбинск - Бологое, после чего перегрузка шла и в железнодорожные составы. Далее грузы следовали во все концы России и за границу. В начале XX века хлеба и товаров привозилось в Рыбинск до 1,5 млн. тонн на сумму около 75 млн. рублей. Только сравнительно незначительная часть хлеба перемалывалась на местных мукомольных мельницах и шла на варку пива. В городе возникло большое складское хозяйство, в том числе один из первых нефтяных складов братьев Нобелей.

ХХ век

Новый этап развития Рыбинска начался при индустриализации страны. С начала 30-х годов XX века город быстро растёт, превращаясь из торгового в промышленный. На базе завода «Русский Рено» создается крупнейший в городе моторостроительный завод, выпускавший в основном авиационные моторы.

В городе было множество других крупных предприятий: завод полиграфических машин, судостроительные заводы, завод дорожных машин. По-прежнему играл существенную роль речной порт и связанные с ним склады, в том числе хлебные элеваторы: в 1936 году рядом с железнодорожной станцией «Рыбинск-Товарный» был построен терминальный элеватор, самый крупный в Европе на момент строительства.

В 1936 году в рамках проекта «Большая Волга» было начато строительство Рыбинской ГЭС и гидроузла. Проект преследовал несколько целей: обеспечить глубоководный путь из Волги к Балтике и к Москве-реке, а также обеспечить растущий промышленный центр электроэнергией. Рыбинское водохранилище необычайно широко и мелководно, оно затопило большие площади земель в поймах рек Шексна и Молога, за что данный проект подвергается критике. Водохранилище, кроме многих сёл и деревень, затопило город Молога, население которого большей частью было переселено в Рыбинск. Строительство было почти закончено перед началом Великой Отечественной войны; в 1941 году началось заполнение Рыбинского водохранилища. 18 ноября 1941 года был запущен первый гидроагрегат, а 15 января 1942 года – второй.

Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов жители города, обладающие техническими специальностями, особенно часто служили в авиации и танковых войсках. Многие из них удостоены звания Героя Советского Союза. Ряд стратегических объектов, в том числе завод авиационных моторов, был эвакуирован в город Уфу, где он дали основание местному Уфимскому моторостроительному производственному объединению. Однако через некоторое время завод авиационных моторов был воссоздан в Рыбинске.

В 1946 году город был переименован в Щербаков (в честь Александра Щербакова), но уже в 1957 году ему было возвращено историческое название Рыбинск. В 1984 году город вновь переименован - уже в Андропов (в честь Юрия Андропова), а в 1989 году название Рыбинск снова было возвращено.

После войны в городе появились приборостроение (Рыбинский завод приборостроения), электротехническая промышленность (Рыбинский кабельный завод, завод «Магма»), оптико-механический завод «Призма». Развивались деревообрабатывающая (мебельный комбинат «Свобода», спичечная фабрика «Маяк») и пищевая промышленность, а также машиностроение: появились заводы гидромеханизации и станкостроительный, а на базе механических мастерских Волгостроя возник Волжский машиностроительный завод, специализировавшийся на среднем машиностроении.

Памятники Рыбинска

ushakov.jpgПамятник Адмиралу Ф.Ф. Ушакову

ул. Стоялая

Фёдор Фёдорович Ушако́в (13 (24) февраля 1745 г. – 2 (14) октября 1817 г.) – русский флотоводец, адмирал (1799 г.), командующий Черноморским флотом (1790—1792 гг.). Фёдор Ушаков родился в сельце Бурнаково (сейчас Рыбинский район Ярославской области).

В 2001 году Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.

Мемориальный комплекс «Огонь славы»

Волжская набережная, рядом со спорткомплексом «Полёт»

Обелиск открыт в честь боевых, трудовых подвигов рыбинцев в годы Великой Отечественной войны. В комплекс входят обелиск, стела «Боевым, трудовым подвигам рыбинцев», Вечный огонь, памятник дважды Герою Советского Союза П.И. Батову, стелы с именами рыбинцев - Героев Советского Союза и Полных кавалеров Ордена Славы, установлены самоходная установка «ИСУ-152» и зенитная установка.

Памятник Генералу П.И. Батову

Волжская набережная, рядом со спорткомплексом «Полёт»

Батов Павел Иванович родился 1 июня 1897 года в деревне Фелисово Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина. Во время первой мировой войны добровольцем ушел на фронт, где проявил большие способности в качестве командира отделения разведчиков. В 1917г. после тяжелого ранения вернулся в родную деревню.

В 1918 году добровольцем вступил в ряды Красной Армии. После войны, в 1923 году, Батов был назначен начальником полковой школы. Затем - командиром Московской Пролетарской дивизии. Участвовал в Гражданской войне испанского народа 1936-1939гг., в вводе советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию в 1939г., в войне с Финляндией 1939-1940гг.

В годы Великой Отечественной войны был командиром стрелкового корпуса, заместителем командира армии, помощником командира Брянского фронта. С октября 1942г. Батов был назначен командующим 65 армией, входившей в состав Донского фронта. Участвовал в битвах под Сталинградом, Курском, на Днепре, освобождал Белоруссию, Польшу, форсировал Одер, участвовал в Берлинской операции. 30 октября 1943 года генерал-лейтенанту Батову было присвоено звание Героя Советского Союза. Второй медалью «Золотая Звезда» Павел Иванович награжден 2 июня 1945 года за образцовое руководство войсками в Белорусской операции, при форсировании Вислы, штурме Данцига (Гданьск, Польша) и овладении Штеттином (Щецин, Польша).

Памятник Генералу Ф.М. Харитонову

проспект Ленина, парковая зона ОАО «НПО «Сатурн»,

Фёдор Миха́йлович Харито́нов родился 11 (24) января 1899 в с. Васильевское Ярославской губернии. Советский военачальник, полководец Великой Отечественной войны, генерал-лейтенант.

С весны 1941 года - командир 2-го воздушно-десантного корпуса. В ходе Великой Отечественной войны с июля 1941 года заместитель начальника штаба Южного фронта, с сентября 1941 года командующий 9-й армией Южного фронта, с июля 1942 года командующий 6-й армией Воронежского, позже Юго-Западного фронта.

При непосредственном участии Харитонова подготовлены и проведены Ростовская операция, Сталинградская битва, Острогожско-Россошанская операция, Донбасская наступательная операция, Харьковская оборонительная операция и некоторые другие.

Монумент «Мать-Волга»

располагается при входе в Рыбинские шлюзы со стороны Рыбинского водохранилища.

Монумент установлен в 1953 году. Скульпторы - С. Шапошников. Малашкина. Архитектор - Н. Донских. Постамент выполнен из гранита, скульптура – из железобетона. Высота памятника 12 м. Монумент «Волга» представляет образ прекрасной русской женщины с простым, мудрым лицом. Тяжелые косы лежат вокруг ее головы. Пристальный взгляд направлен вдаль. Широким взмахом руки она приветствует корабли, идущие из просторов моря, в другой руке у нее свиток чертежей, у колена парит в стремительном, свободном полете острокрылая чайка.

Памятник «Эра космоса»

проспект Ленина, парковая зона ОАО «НПО «Сатурн»

Памятник выполнен из бронзы, открыт в1978 году. Скульптор - Григорий Николаевич Постников — советский скульптор, известный своими работами космической тематики.

Скульптурный объект представляет собой три перекрещивающихся орбиты, расположенные на кольце, у вершины которых находится земной шар. Шар венчает скульптура женщины, летящей по орбите, держащей на вытянутой руке космический спутник. Постамент украшает надпись «Эра космоса».

Скульптура «Бурлак»

Волжская набережная у старой хлебной (лоцманской) биржи

Скульптура символизирует собирательный образ безвестных тружеников Волги: бурлаков, грузчиков, крючников.

Памятник поэту Л.И. Ошанину

Волжская набережная Смотровая площадка.

Решение об установке памятника известному поэту Л.И. Ошанину принято рыбинским Советом депутатов 27 июня 2002 г. Памятник открыт 4 августа 2003 года на смотровой площадке Волжской набережной. Бронзовая фигура высотой 2 м установлена у парапета. Автор изобразил поэта так, будто бы тот приехал в родной город, пришел на Волгу, снял плащ и, держа томик стихов, задумался, глядя на воспетую им Волгу.

На южной стороне парапета установлены бронзовые доски размером 0,4м х 0,6м, слева с текстом «Здесь мой причал, здесь мои друзья… Л. Ошанин», справа - «Поэту Льву Ивановичу Ошанину, 30 мая 1912 – 30 декабря 1996, Благодарные земляки». Скульптор – М.М. Нурматов. 2005 г. работа скульптора удостоена областной премии имени А.М. Опекушина за заслуги развития изобразительного, декоративно - прикладного искусства. Памятник отлит в лаборатории кафедры металловедения, литейного производства РГАТА (ныне - РГАТУ) им. П.А. Соловьева. Памятник включен в экскурсионные маршруты по г. Рыбинску.

Памятник П.А. Соловьеву

проспект Ленина перед центральными проходными ОАО «НПО «Сатурн»

Памятник П. А. Соловьев был установлен 2001 г. Скульптор – В.Н. Макаров. Висторию отечественной авиации П.А. Соловьев вошел как создатель самых массовых турбореактивных двигателей для самолетов Ту-154М, Ил-62, Ил-76. Трудом нескольких поколений моторостроителей было собрано более восьми тысяч двигателей Д-30 КУ/КП. За уникальные разработки, которые долгое время не знали аналогов в мировом авиастроении, П.А. Соловьев удостоен Ленинской и Государственной премий. Имя П.А. Соловьева носит Рыбинская государственная авиационная технологическая академия (с 2011 г. – университет).

Памятник водопроводчику

 Адрес: Волжская набережная, д. 10 (перед проходными МУП «Водоканал»)

Автор памятника – молодой рыбинец А. Хмелев. Это его первая скульптура. Она изображает водопроводчика с разводным ключом в руке, по пояс высовывающегося из канализационного люка. Идея создания такого необычного памятника принадлежит директору МУП ГО «Водоканал». Примечателен тот факт, что бронзовый герой, красующийся на набережной, не вымышленный персонаж, а реальный человек – Вячеслав Порунин. Выбор его в качестве прототипа памятника неслучаен. Вот уже на протяжении шестнадцати лет Вячеслав работает в «Водоканале». Его профессиональная деятельность началась с обычного рядового слесаря «Водоканала», а сегодня он начальник участка по эксплуатации канализационных сетей. Сложилось поверье: если дотронуться до водопроводчика, то проблем с сантехникой не будет.

Показать на карте

Памятник Людвигу Нобелю

ул. Большая Казанская у моста через Волгу

Первый в России памятник выдающемуся промышленнику Людвигу Нобелю появился в Рыбинске. Открытие новой городской достопримечательности состоялось 26 июля на транспортной развязке в конце улицы Большой Казанской, и теперь прилигающая к памятнику территория будет называться Нобелевским бульваром. На мероприятии присутствовало более 30 почетных гостей.

Людвиг Нобель был выдающимся предпринимателем, ученым, меценатом. Более полутора веков назад в Рыбинске братья Нобели – Роберт, Людвиг, Альфред – организовали товарищество нефтяного производства – сокращённо «Бранобель». Одна из его контор с начала ХХ века до революции находилась в здании на улице Фроловской (совсем рядом от установленного камня). Тогдашние «офисы» действовали в нескольких рыбинских зданиях. На набережной Волги, в квартале от будущего памятника, там, где сейчас центральный офис рыбинского Сбербанка, а тогда работал Волжско-Камский банк, в правлении которого был Эммануил Нобель.

Памятник П.Ф. Дерунову

площадь Дерунова

Важным вкладом в сохранение современной истории города стало открытие памятника П.Ф.Дерунову, директору моторостроительного завода, про которого в Рыбинске говорят, что «он полгорода построил». Скульптор Александр Рукавишников, работавший над созданием памятника, подчеркнул, что работать над памятником «такому человеку, такому характеру, очень почетно». «Я искренне делал это памятник и надеюсь, что он вам понравится, - обратился на торжественном открытии скульптор к горожанам. – Вам очень повезло с руководством. Губернатор, глава города - это люди, которые принадлежат к типу характера «все на своем примере»: мы договариваемся и всегда доделываем то, что начинали. На мой взгляд, это очень важно в наше время болтунов».

Спасо-Преображенский собор

Адрес: Собор расположен в центре города, на Крестовой улице, 2.

Спасо-Преображенский собор, воздвигнутый в 1838-1851гг. по проекту группы петербургских архитекторов во главе с А. И. Мельниковым на месте одноимённой церкви XVII века Петра и Павла называли Красой Поволжья.

Существует мнение, что зодчий использовал в Рыбинске свой неосуществлённый проект Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Богатым было убранство храма. «Я побывал в раю земном, не знаю, лучше ли будет в раю небесном» - сказал Архиепископ ярославский и ростовский, посетив собор во II половине XIX века. Сегодня Спасо-Преображенский собор воспринимается как единый архитектурный ансамбль, созданный по единому проекту. Однако пятиярусная колокольня построена на 50 лет раньше самого храма, предположительно по проекту костромского зодчего-самоучки Степана Воротилова. Её архитектуре присуща и мягкая живописность барокко, и изящная сдержанность классицизма, в отличие от величавой архитектуры Собора. Позднее собор и колокольню соединила крытая галерея, гармонично завершившая ансамбль. Рядом с колокольней стоит крест над могилой соборного протоирея Родиона Путятина – одного из известнейших проповедников XIX века. Собрание Р. Путятина переиздавалось в России 25 раз подряд.  3D Панорамы собора: Соборная площадь; Собор и Рыбинский мост.

Училище коммерческое

Адрес: г. Рыбинск, ул. Чкалова, дом 93

Здание построено в 1902-1905 гг. в формах эклектики по проекту петербургского архитектора А. Парланда, автора храма Спаса на крови в Санкт-Петербурге. Здание было предназначено для городского коммерческого училища. Ученики, окончившие курс училища, получали аттестат и удостаивались звания личного почётного гражданина, если по рождению не принадлежали к высшему званию. Окончившие полный курс с отличием удостаивались звания кандидата коммерции. В училище принимались дети всех сословий и вероисповеданий.

В 1910 г. в здании располагалась первая естественно-научная экспозиция Рыбинского музея. В настоящее время здесь Рыбинский авиационный колледж, филиал Рыбинского государственного авиационно-технологического университета имени П.А. Соловьёва. Здание бывшего коммерческого училища включено в экскурсионные маршруты по г. Рыбинску.

Училище техническое М.Е. КомароваУчилище техническое М.Е. Комарова

Адрес: г. Рыбинск, ул. Плеханова, дом №3.

Памятник архитектуры федерального значения. Здание построено в 1896 - 1897 гг. на средства действительного статского советника Меркурия Елизаровича Комарова по проекту А. Иоссы в формах эклектики (архитектор Петербургского учебного округа). Выходец из крепостных, получивший дворянство за заслуги в развитии промышленности, Меркурий Комаров был одним из главных меценатов ремесленного просвещения. По духовному завещанию он оставил капитал в 320 тысяч рублей на устройство в Рыбинске или Пошехонье механико-технического училища. Душеприказчики купца решили построить училище в родном городе и назвать его именем благотворителя.

В настоящее время в здании располагается один из корпусов Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева, в 2011 году получившей статус университета. Здание бывшего училища технического М.Е. Комарова включено в экскурсионные маршруты по г. Рыбинску.

Новая хлебная биржаНовая хлебная биржа

Адрес: Волжская набережная, дом №2.

Здание новой хлебной биржи построено в 1912 году в «неорусском» стиле, по проекту московского архитектора Александра Васильевича Иванова. Здание выполнено из кирпича, снаружи облицовано немецкой плиткой. В отделке использовано 211 цветных изразцов с изображением двуглавых орлов, бусин, трав, цветов. Чтобы здание могло выдержать ледоход и весеннее половодье, фундамент из бутового камня был погружен в землю на четыре метра. Здание новой «хлебной» биржи демонстрировало всей России начала XX века богатство, силу и мощь рыбинского купечества. Здесь собирались промышленники и торговцы от Белого моря до Каспия.

Новая «хлебная» биржа недолго служила своему прямому назначению: в 1915 году в стране было введена государственная монополия на торговлю хлебом – и необходимость в ней отпала. В советский период в залах биржи разместились первые советские организации, а затем городская больница. С 1993 года в здании располагается Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Здание новой хлебной биржи включено в экскурсионные маршруты по г. Рыбинску.

Старая хлебная (лоцманская) биржаСтарая хлебная (лоцманская) биржа

Адрес: Волжская набережная, дом №4.

Памятник архитектуры федерального значения. Биржа построена в 1806 - 1811 гг. по проекту ярославского губернского архитектора Г.В. Петрова в формах строгого классицизма. К началу XIX века на западе оптовая торговля имела биржевую форму. В России имелись биржи только в Москве и Санкт-Петербурге. Здание старой «хлебной» (лоцманской) биржи включено в экскурсионные маршруты по г. Рыбинску.

Банк Волжско-КамскийБанк Волжско-Камский

Адрес: Волжская набережная, дом №47-49.

Памятник архитектуры федерального значения. Здание построено в 1840 - 1870 гг. Первый банк в г. Рыбинске. Неоднократно жертвовал средства на развитие коммерческого образования в Рыбинске. В здании провел детство известный художник Серебряного века Борис Григорьев.

В 2010 году на доме, где жил художник, установлена мемориальная доска.

В городе реализован проект в формате open air (на свежем воздухе). На фасаде плавательного бассейна со стороны пр.Ленина были размещены четырнадцать репродукций картин Бориса Григорьева («Лики мира», «Деревня», «Портрет Ф.М. Шаляпина» и др.). Проект был осуществлен при поддержке администрации городского округа город Рыбинск, ЦЛС «Дёмино», ОАО «Русская механика».

В настоящее время в здании Волжско-Камского банка располагается Рыбинское ОСБ РФ Северный банк, г. Ярославль. Здание включено в экскурсионные маршруты по г. Рыбинску.

Здание пивоваренного завода «Богемия»Здание пивоваренного завода «Богемия»

Адрес: ул. Рабочая, дом №48.

Здание пивоваренного завода построено в 1878 году по проекту архитектора В.Ф. Геккера в «кирпичном стиле» на средства рыбинского купца купца И.И. Дурдина. Владельца завода называли «Пивным королем губернии». Здание используется по первоначальному назначению и включено в экскурсионные маршруты по г. Рыбинску.

Пожарная каланча (Пожарное депо с каланчой)Пожарная каланча (Пожарное депо с каланчой)

Адрес: ул. Стоялая, д. 30

Памятник федерального значения. Первая пожарная каланча в Рыбинске была построена в 1843 году по проекту П.Я. Панькова в стиле позднего классицизма. В начале XX века «защитница от пожаров» сгорела. К тому времени в Рыбинске уже была телефонная связь, но, отдавая дань традиции, 1912 году по проекту городского архитектора И.К. Хотина построили новую каланчу.

По данным исследователей, рыбинская каланча является одним из высочайших сооружений подобного типа в стране, её высота 48 метров. В 2007 году завершены реставрационные работы в здании. Пожарная каланча включена в экскурсионные маршруты по г. Рыбинску.

Польский костёлПольский костёл

Адрес: ул. Пушкина, дом 57.

Хочет печальный изгнанник

Родины память сберечь,
Польши далёкой посланник
Слушает русскую речь.

Словно мазурки весёлой
Звуки сюда донеслись,
Стройные шпили костёлов
В русское небо впились.

Нет здесь запретного ценза
В Рыбинске было и так:
Проповедь польского ксендза
Слушает волжский бурлак.

Юность, встречай новосёла
И постарайся сберечь.
Старые стены костёла
Слушаю юную речь.

Памятник архитектуры местного значения. Построен в 1910 году в неоготическом стиле, высланными в 1863 году на поселение в Рыбинск участниками польского восстания. (Инициатор строительства - Александр Бородзич). Польский костел является единственным дореволюционным католическим храмом такого типа не только в Ярославской области, но и во всем Верхнем Поволжье. В настоящее время в здании располагается студенческий клуб «Прометей» Рыбинской государственной авиационной технологической академии (ныне университета) имени П.А. Соловьёва. Польский костёл включён в экскурсионные маршруты по г. Рыбинску.

Мост через р. Волгу

В 1940 году начались работы по возведению автомобильного моста через Волгу. Этот проект предусматривал уничтожение Спасо - Преображенского собора. Начавшаяся война остановила процесс, и собор уцелел. Была разобрана лестница, по которой на берег ступила царственная нога великой Императрицы Екатерины II. Новый проект строительства осуществлён в 1963 году. Длина малой арки – 80 метров, большой арки – 128 метров. Расстояние от уровня воды до высшей точки большой арки – 30 метров.

Рыбинский мост интересен тем, что это первый мост в стране, сделанный не из сборного железобетона, а из монолитного. Архитектор моста – брат великой балерины Г.С. Улановой – С.С. Уланов. Мост производит впечатление лёгкости, воздушности. Однако это впечатление обманчиво. При строительстве моста вбито в дно Волги 1850 металлических шпунтов, в опоры моста уложено более 20 тысяч кубометров бетона.

Рыбинская гидроэлектростанцияРыбинская гидроэлектростанцияРыбинская гидроэлектростанция

Рыбинская гидроэлектростанция имеет славную историю.  Её строительство началось в 1936 году. К началу ВОВ был сооружен фундамент здания, велась установка первой турбины, возводились стены, крыши ещё не было.

В сентябре 1941 года начались налёты немецкой авиации на Рыбинск. Над зданием электростанции натянули брезентовую крышу и продолжали монтажные работы.

18 ноября 1941 года Рыбинская гидростанция дала первый ток. Эту первую энергию отправили в Москву, к которой приближался враг. Более 40 работников гидростанции были награждены медалями «За оборону Москвы».

В январе 1942 года начала работать вторая турбина.
Третью турбину удалось запустить только после войны – в сентябре 1945 года.
Четвёртую пустили в 1948 году.
Пятую пустили в 1949году.
Последнюю, шестую – 1950 году.

Генераторы для Рыбинской гидростанции производились в Ленинграде, на прославленном заводе «Электросила» и были для своего времени крупнейшими в стране.

Здание гидростанции высотой 20 метров. Проектировали здание архитекторы В. Мовчан и Д. Морозов. Внутри здания находятся 6 турбин, каждая мощностью 55 тысяч киловатт. Находится на улице Вяземского, 31 (ГЭС); шлюзы (Переборский тракт).

Усть-ШекснаУсть-Шексна

На правом берегу Шексны, при впадении её в Волгу находится памятник археологии «Усть-Шексна». Здесь, к 935-летию первого летописного упоминания Усть-Шексны установлен памятный знак – стилизованная сторожевая башня с частоколом. Построенная на месте аналогичного строения XII века, эта архитектурная доминанта не только украшает знаменитое Устье, но является первым этапом создания интерактивного археологического музея, будущим центром туризма.

Музеи, галереи, выставочные залы

Мемориальный дом-музей академика А.А. Ухтомского
152900, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Ухтомского, д. 45
Телефон(ы): (4855) 26-2496

Музей Мологского края
152901, Ярославская область, г. Рыбинск, Преображенский пер., д. 6-а
Телефон(ы): (4855) 29-5393, 28-3942 факс: (4855) 28-3889
Веб-сайт: http://www.rybmuseum.ru/

Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
152901, Ярославская область, г. Рыбинск, Волжская наб., д. 2
Телефон(ы): (4855) 52-2526, 22-21-90 факс: (4855) 28-38-89
Веб-сайт: http://www.rybmuseum.ru/


закрыть

Сообщение

* - отмечены обязательные поля
*
*
*
*

закрыть

Форма заявки

* - отмечены обязательные поля
Заявка на

Вид и наименование изделия
 *
 *
 *
тел. моб
Должность
факс
 *
Сообщение
 
Загрузка файлов (чертежи, 3D-модели, фотографии, техническая документация)